
Новая оборонная доктрина Союзного государства позволит переформатировать Вооруженные силы Республики Беларусь, превратив ее в мощного военного союзника России, который сможет отвечать на общие угрозы со стороны НАТО, уверен военный эксперт Алексей Леонков.
Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко 4 ноября подписали интеграционный декрет Союзного государства, включающий 28 программ.
Они предполагают интеграцию валютных систем, единые подходы по пенсионной тематике и вопросам социального обеспечения, борьбу с терроризмом, взаимный доступ к госзакупкам и госзаказам. Кроме того, общей станет макроэкономическая политика, страны интегрируют платежные системы и гармонизируют денежно-кредитную политику, сформируют совместные рынки нефти и газа, пишет РИА Новости.Кроме того, на заседании высшего Госсовета Союзного государства лидеры приняли новую Военную доктрину СГ. Она позволит повысить уровень согласованности оборонной политики и своевременно адаптировать задачи военных ведомств, отмечал ранее госсекретарь СГ Дмитрий Мезенцев.
Ответ на современные вызовы
Текста принятой новой Доктрины в открытом доступе пока нет, но кое-какая информация по ней все же имеется. Разработка документа началась еще в 2001 году, а в 2018-м было подписано распоряжение президента России о целесообразности утверждения военной доктрины Союзного государства. Но за три года произошло много событий, которые потребовали обновления заложенных в нее положений, рассказал в беседе с «ПолитЭкспертом» коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.
В первую очередь это события, связанные с внешними угрозами для Союзного государства.
Североатлантический альянс в своих доктринальных документах указал Россию главным военным противником и сейчас работает над реализацией новой стратегии под названием НАТО-2030, напомнил эксперт. Эта стратегия сделает Альянс более могущественной военно-политической структурой, которая будет определять, что такое евроатлантическая безопасность, и диктовать условия всей Европе.«Меняются средства вооружения, комплексы связи, средства воздушного нападения. Все меняется. Около наших границ НАТО обустраивает театр военных действий: создаются новые передовые базы, на них стягивается техника, количество боевых единиц растет. Кроме этого, блок НАТО обозначил, что будет вмешиваться в вопросы энергетической безопасности, то есть расширил себе полномочия. Понятно, что, кроме России, под прицел попадает и союзная Республика Беларусь. На этом фоне доктрина, которая описывала роль России и Белоруссии в случае возникновения военного конфликта, требовала изменений. Вот они и произошли», — пояснил Леонков.

Новые возможности
Изменения эти дают Минску больше возможностей в области военно-технического сотрудничества. Долговременная программа, по словам эксперта, оценивались в сумму около 11 млрд долларов.
«Это фактически перестройка Вооруженных сил Республики Беларусь на современный формат. Тот формат, какой сейчас у России: это и встреча противника в дальних рубежах, и высокоточное оружие, и гиперзвуковые технологии, и автоматизированные системы управления войсками, и мобилизационные возможности, и т. д. Все это, думаю, будет отражено в новой доктрине. После ее принятия Республика Беларусь станет для нас полноценным военным союзником, как и мы для нее. И угроза против Республики Беларусь будет восприниматься как угроза для России, со всеми вытекающими последствиями», — подчеркнул собеседник ПЭ.
Могут появиться в Белоруссии и новые мощные военные базы. Сегодня, по словам Леонкова, на территории республики есть два опорных пункта — это станция, которая обеспечивает систему предупреждения о ракетном нападении, и комплекс для связи с подводными лодками. Новая доктрина позволит в случае необходимости решить вопрос о создании передовой базы войск России, считает военный эксперт.
«Скорее всего, это могут быть сухопутные войска, расширенная противовоздушная оборона. То есть мы построим в Республике Беларусь эшелонированную противовоздушную оборону, в которую будут входить современные комплексы. Звучала уже информация о комплексах С-400, но есть и другие, которые обеспечивают прикрытие войск в обороне и на марше, — это и «Торы М2», и «Буки» М-2 и М3, и С-300, и С-350, и средства вооружения и военной техники. Все это может прийти в Белоруссию и сделает ее одной из самых современных армий мира, которая по своим боевым способностям не будет уступать европейским государствам, особенно тем, которые непосредствен

Гибкий инструмент
Если раньше Белоруссия закупала у России средства вооружения, исходя из своих бюджетных возможностей и условий военно-технического сотрудничества, то теперь эти условия могут существенно измениться, считает Алексей Леонков.
«Белоруссия сейчас столкнулась с экономическими трудностями: санкции и так далее. Но как Россия развивает свою оборону, несмотря на санкции, так и Белоруссия теперь может получить такую возможность. Скорее всего, условия сотрудничества будут совершенно иные. Какие, пока неизвестно, но, заглядывая в будущее, все-таки суверенитет Республики Беларусь нам гораздо важнее, чем определенные траты. Мы можем пойти на долгосрочное сотрудничество, а потом все эти суммы, может, будут погашены в рамках совместных экономических проектов. Белоруссия — это все-таки наше Союзное государство, а потому сотрудничество с ней будет отличаться от программ ВТС с другими странами», — сказал эксперт.
Что касается сроков доктрины, они пока не озвучены, но, по словам Леонкова, такие документы обычно принимаются на десятилетия. Впрочем, если ситуация будет меняться, то и доктрина — тоже.
«Например, Европа сейчас уговаривает США не отказываться от превентивного ядерного удара. Если Вашингтон не откажется, будет одна доктрина, откажется, — будет другая. Это гибкий инструмент, который позволяет нашим Союзным государствам адаптироваться под быстро меняющиеся внешние условия и угрозы», — подчеркнул он.