Польша раздувает свой военный бюджет в надежде презентовать мировому сообществу самую сильную европейскую армию. Чем объяснить великодержавные амбиции страны, входящей в НАТО, разбирался эксперт-полонист Станислав Стремидловский.
Наследница Речи Посполитой уже давно и всерьез грезит о самой боеспособной армии Европы.
Казалось бы, страна находится под зонтиком Североатлантического альянса, но продолжает вооружаться с одержимостью шопоголика на распродаже, параллельно обучая военному делу своих сограждан — от мала до велика. Эксперт-полонист ИА REGNUM Станислав Стремидловский в разговоре с «ПолитЭкспертом» растолковал, куда польский ветер дует.«Есть польские интеллектуалы, которые сейчас утверждают, что польскость может быть транслирована за пределы страны. Речь идет о возврате к историческим матрицам первой Речи Посполитой, когда и чисто физически территория государства была больше, наблюдалось и заметное культурное влияние в том же XVII веке, при дворе царя Алексея Михайловича. И сейчас, думаю, Польша тоже грезит-не грезит, но держит в уме и такой сценарий, когда она может из многонациональной страны превратиться в конфедерацию как максимум, когда она будет в некоем государственном альянсе с Литвой, Украиной, туда же пытаются записать и Белоруссию», — предположил собеседник издания.
Сама себе НАТО
Политолог высоко оценил политические амбиции Польши. По его словам, Варшава собирается оказывать политическое, экономическое и иное влияние, держать под своим контролем ту часть Украины, которая рвется на Запад ради интеграции с ЕС и НАТО. Стремидловский уверен, что на пути достижения своих целей Польша будет умело сочетать дипломатический подход и тактику воеводы. Отсюда игра милитаристскими мускулами на глазах у Брюсселя.
«Сам факт пребывания в НАТО и Евросоюзе Польшу будет сдерживать, потому что проекты своего влияния нужно будет согласовывать с другими участникам этих альянсов. А зачем в таком случае Варшава идет на создание мощных вооруженных сил? Ведь раньше ей было достаточно того, что она находится в Альянсе, который ее защитит. Получается, что Польша рассматривает свои вооруженные силы не только в качестве исключительно оборонительной, но и в качестве наступательной силы. Варшава не исключает вариант, когда оторвется от этих двух якорей, которые при всех плюсах сдерживают ее геополитические маневры, тогда уже она политико-дипломатическими, экономическими, но прежде всего военными методами будет распространять свое влияние», — делает вывод эксперт.
Осталось только предположить, куда поначалу направит свои стопы «польская орда». Путь в Белоруссию заманчив, однако при таком выборе придется идти на прямой конфликт с Россией (впрочем, заявления о столкновении с Москвой периодически звучат из уст политической верхушки Польши). Но в таком случае Варшава выставит себя агрессором, чего ей, ох как не хочется. Один раз поляки уже дали себя спровоцировать. В 1919 году, когда Юзеф Пилсудский начал наступление на Киев под предлогом предотвращения советского наступления, Варшава стала инициатором Советско-польской войны и потеряла свое реноме.
«Польша будет до последнего стараться не предстать в роли агрессора. Есть традиционное верование: вампиру, чтобы войти в дом, нужно получить согласие человека. Такого приглашения Варшава будет ждать от Киева, пока в том или ином виде ее не позовут на украинскую территорию. Но Польше нужен повод», — сделал выводы об обескровливании Незалежной Стремидловский.
По мнению политолога, Варшава в первую очередь заточена на аннексию Украины. Политолог Алексей Дзермант заподозрил Польшу в еще более дерзких планах. Он предположил, что, скорее всего, поляки предпримут попытку закрепиться прежде всего в западных регионах, которые раньше относились к Речи Посполитой. При этом самой вожделенной стратегической целью станет выход к важным портам: к Одессе и Николаеву. Получив ключи от этих городов, завоеватели смогли бы взять территорию между Балтийским и Черным морями в кольцо и повенчаться с Украиной.
Свежие комментарии