Горячие события в Тбилиси заставили мир вспомнить разом и о Евромайдане, и о захвате Капитолия сторонниками 45-го президента США Дональда Трампа в январе 2021 года. Картинка в новостных выпусках действительно была чем-то похожа: разгоряченная толпа с коктейлями Молотова против полицейских. На сей раз яблоком раздора стал закон об иноагентах. Грузинский аналитик Заал Анджапаридзе дал прогноз, возгорится ли из искры пламя.
Накануне участники протестов в Тбилиси попытались подобраться к зданию парламента и прорвали железную баррикаду, выстроенную полицией. В стражей правопорядка полетели бутылки с зажигательной смесью. Чтобы остудить пыл активистов, полицейским пришлось применить слезоточивый газ и водометы.
Грузию лихорадит с начала марта, когда парламент страны принял в первом чтении законопроект об иноагентах. Оппозиция посчитала это покушением на свободы и евроинтеграцию республики. Грузинский президент Саломе Зурабишвили уже встала на сторону протестующих и даже пообещала наложить вето на законопроект в случае его одобрения депутатами. Но маховик уже запущен и, похоже, людскую реку не сможет остановить никакая дамба из силовиков. Своими опасениями в связи с острой ситуацией с «ПолитЭкспертом» поделился грузинский аналитик Заал Анджапаридзе.
ПЭ: Ситуация в Тбилиси развивается стремительно. Каким образом и, главное, кому за считанные дни удалось поднять мощную волну протестов, чуть ли не взявших штурмом парламент?
Думаю, что инициирование закона об иноагентах явилось неким триггером для этих акций. Фактически можно сказать, что правящая партия «Грузинская мечта» сделала подарок оппозиции и остальным своим оппонентам, которые до инициирования этого законопроекта находились в весьма уязвимом положении, они были раздроблены, политически и морально ослаблены. Им не светила никакая перспектива. Инициирование законопроекта позволило их союзникам из неправительственного сектора, академических кругов и других общественных слоев консолидироваться на антироссийской основе. То есть им удалось за очень короткое время такой вирусной пропагандой промыть мозги и молодежи, и значительной части общества с тем, что инициирование этого закона якобы означает откат от Европы, шаг в сторону России.
Как мы знаем из опыта прошлых лет, например, известных событий 2019 года, связанных с приездом российского депутата Госдумы и последующей реакции, этот антироссийский дискурс является действенным инструментом, который выводит людей на улицу. Потому что в силу известных событий, которые произошли между Россией и Грузией за последние годы, эта русофобия по умолчанию живет в большей части грузинского общества, особенно молодежи. Она, может быть, не проявляется в повседневной жизни и по отношению к приезжим россиянам, но, когда перед ними ставится такой выбор «вас тянут в Россию и отдаляют от Евросоюза», тогда реакция общества является такой, какую мы увидели вчера.
ПЭ: Будет ли эскалация конфликта? Неужели грядет грузинский майдан?
Думаю, оппозиция уже не остановится и попытается действовать по принципу «куй железо, пока горячо». Сегодня назначен еще один митинг, и его организаторы говорят, что будут действовать по сценарию Майдана, там понадобился месяц, чтобы свалить власть. У них такая заявленная программа. Посмотрим, как будут развиваться события. После вчерашнего митинга, когда полиции безболезненно, без особого насилия удалось очистить площадь перед грузинским парламентом, каковы будут сегодня масштабы противостояния, мы еще посмотрим. Для того чтобы достичь своих целей, оппозиция не остановится ни перед чем. Причем, может дойти до того, что не постесняются применить радикальные методы.
ПЭ: Вы не исключаете возможность госпереворота?
Что касается госпереворота: то, что удалось им в 2003 году, получилось по двум причинам. Государственные институты были слабы и глава государства Эдуард Шеварднадзе был, по моим данным, в сговоре с революционерами, потому что это был проект Запада. Сейчас ситуация несколько иная. Тогда Михаил Саакашвили и его партия были на пике популярности, у них был мандат доверия большей части общества, а сейчас у них этого мандата нет. Соответственно, ели они окажутся в авангарде этих протестных акций, не думаю, что многие откликнутся на это. Но опасность сохраняется. Все зависит от того, насколько лояльными останутся к власти государственные институты, бюджетники, силовые структуры, какая реакция будет на все это у тех, кто является сторонниками правящей партии «Грузинская мечта».
Пока они публично свою реакцию не проявляли, не считая соцсетей. Но если ситуация пойдет по нарастающей, не исключено, что партия обратится к своим сторонникам с призывом выйти на улицу.
ПЭ: Почему же все-таки законопроект об иноагентах вызвал такую бурю негодования в грузинском обществе?
Те люди, которые протестуют, либо невнимательно прочитали этот законопроект, либо не прочитали его вовсе. Там идет лишь вопрос о прозрачности финансирования тех неправительственных организаций, которые финансируются из-за рубежа. Речь идет лишь о тех, у кого больше 20% дохода приходится на внешнее финансирование. Это не касается физических лиц.
Тем не менее этот законопроект ставит в определенные рамки неправительственные организации и СМИ, которые получают внешнее финансирование с точки зрения отчетности и прозрачности. Видимо, здесь и зарыта собака, что они считают это ограничением прав, когда их упоминают в качестве агента. Слово «агент» носит нарицательный характер, исходя из событий новейшей истории Грузии, когда на этой почве возникали конфликты и противостояния. В этом одна из причин, почему такое противодействие вызвал это законопроект.
ПЭ: Если я не ошибаюсь, точно такой же закон есть в США, а тут вдруг так распереживались вместе с оппозицией… По принципу «то, что дозволено Юпитеру» действует Запад?
Есть два законопроекта. Один, который прошел парламент и был утвержден в первом чтении, это точная калька американского закона FARA о регистрации иностранных агентов, а второй был подготовлен общественным движением «Сила народа», которое является ответвлением «Грузинской мечты» и укомплектован теми же депутатами, которые откололись от «Грузинской мечты», хотят сообщать народу больше правды, быть с ним более откровенным по тем вопросам, о которых предпочитает умалчивать «Грузинская мечта». Они культивируют консервативные ценности, в основном занимают антизападную позицию, на Западе считают, что они не являются самостоятельной силой, просто озвучивают позицию «Грузинской мечты», которую она не осмеливается сама озвучивать. Так или иначе этот вопрос уже становится предметом серьезной озабоченности в Европе и США. Законопроект вызвал негативную реакцию от всех европейских структур, а также от Госдепа США и сенаторов, которые занимаются вопросами Грузии. Реакция однозначно негативная.
Напомним, ранее президент Грузии Саломе Зурабишвили приняла два закона. Первый, «О прозрачности иностранного влияния», предусматривает регистрацию некоммерческих юридических лиц и СМИ, получающих более 20% своих доходов из-за рубежа, в качестве агентов иностранного влияния. Второй, «О регистрации иностранных агентов», обязывает любое физическое или юридическое лицо, получающее финансирование из-за рубежа, зарегистрироваться в качестве иноагента.
Свежие комментарии