Торпеды, сконструированные в Советском Союзе, все еще шокируют специалистов. Развивая скорость до 200 узлов в час и при этом сохраняя достаточную неуязвимость, они наводят панику на потенциальных врагов. Речь идет о торпедах «Шквал».
Некогда суперзасекреченная разработка советских конструкторов и сегодня, спустя полвека, потрясает своими техническими характеристиками.
В этом заключается феномен торпеды-ракеты ВА-111 «Шквал», о которой рассказал обозреватель радио Sputnik Кирилл Гришин.«Морской кошмар», как назвал разработку автор статьи, встала на вооружение еще в 1977 году. Изначально в комплекс входила термоядерная боевая часть мощностью в 150 килотонн. Впоследствии сконструировали вариант неядерный, но оснащенный взрывчаткой весом в 210 килограмм.
Достоинства комплекса не требуют доказательств — скорость 375 километров в час (200 узлов в час), за счет чего он может потопить любое судно раньше, чем команда его заметит и применит средства противодействия. Секретный «Шквал» в период холодной войны был неизвестен, его рассекретили только в середине 90-х годов.
Но как советские конструкторы добились уникального прорыва, когда по законам физики максимальная скорость кораблей достигала 50 узлов? Этот же вопрос задали эксперты американского журнала 19FortyFive. Аналитики обратили внимание на то, что торпеды набирают скорость не за счет пропеллеров или водометов, а благодаря ракетному двигателю. Парадокс, но для его работы понадобилось убрать с траектории движения воду.
Для этого в носовую часть отводится выхлоп ракеты, вследствие высоких температур по траектории движения торпеды испаряется вода. Соответственно, создается газовый пузырь. Убрав сопротивление воды, советские инженеры заставили снаряд двигаться гораздо быстрее.
Этот процесс называется суперкавитацией. Его особенность заключается в том, чтобы научить снаряд держаться в этом пузыре, который усложняет маневры, да еще на такой скорости.
Такое вооружение не могли оставить в Соединенных Штатах без внимания. Там пытаются разработать аналогичную торпеду-ракету с 1997 года. Но пока российские подводные лодки остаются единственными в мире вооруженными улучшенными суперкавитирующими торпедами.
Однако есть и недостатки. Это повышенный шум от двигателя, небольшая дальность хода, не более 13 километров, и малая глубина погружения — всего на 30 метров. Такие характеристики демаскируют лодку-носитель.
Уже известно, что скоро «Шквал» станет более быстроходным и современным — в рамках госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы. Об этом ранее сообщали в государственной корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Это, по мнению Гришина, означает, что российские конструкторы еще больше обходят конкурентов, а их западные коллеги пропускают очередной сокрушительный удар.
Ранее аналитики 19FortyFive заявили, что в США разработают подлодку для «жесткой подводной в
Свежие комментарии