Радист немецкой подлодки U-124 при работе с "Энигмой", 1941 год
©UB/Vostock Photo
80 лет назад произошло событие, ставшее залогом победы союзников в Битве за Атлантику. 30 октября 1942-го моряки с британского эсминца «Петард» захватили документы, позволившие вторично взломать шифры немецких ВМС. При этом трое смельчаков, добывших секретные материалы, погибли.
Но их жертва помогла спасти сотни судов и жизни тысяч моряков.От «Дельфина» до «Акулы»
С самого начала Второй мировой войны британцы старались расшифровать немецкие кодированные радиосообщения. Эта задача была поручена «Правительственной школе шифров и кодов», занимавшей особняк Блетчли-парк. Поначалу дела у дешифровщиков шли не блестящи. Но с помощью бежавших из оккупированной Польши криптографов британцам удалось достичь определенных успехов уже в начале 1940-го. 6 января они взломали радиосеть люфтваффе, а чуть позже начали расшифровку немецких армейских сообщений. Однако шифры немецких ВМС оказались Блетчли-парку не по зубам.
С 1926 года немецкий флот доверял свои секреты шифрмашине «Энигма», получившей распространение в других родах немецких войск уже после 1933-го. Похожая на пишущую машинку, «Энигма» представляла собой сложный механизм с тремя вращающимися контактными роторами, которые были съемными и могли устанавливаться в разных положениях. Кодировать и расшифровывать сообщения на идентичных машинках было довольно просто. Но делать это нужно было, используя заранее подготовленные настройки – «ключи».
Во время войны кригсмарине использовали полтора десятка различных шифров. Основным кодом для подлодок и надводных кораблей в «домашних водах», включая Атлантику, был «Хаймиш» (известный в Блетчли-парке как «Дельфин»). Британцам удалось сломать его лишь в августе 1941-го после того, как в мае они нашли на захваченной субмарине U-110 секретные документы, включая установки «ключей» для «Энигмы» на апрель и июнь.
Четырехроторная шифровальная машина "Энигма"
Gary Warnimont/Vostock PhotoВ качестве контрмеры 5 октября 1941 немцы перевели свои подлодки в Атлантике и Средиземном море на новый шифр, прозванный британцами «Акулой». Его британцы взломали быстро – уже в ноябре. Но в феврале 1942-го немецкий флот перешел на четырехроторную «Энигму». Последствия этого нововведения оказались для союзников катастрофичными. Их разведка ослепла на десять месяцев, поскольку ее дешифровщики уже не могли читать «Акулу» на новой «Энигме».
Это позволило немцам перехватить инициативу в подводной войне. К февралю 1942-го ВМС Германии имели уже более ста боевых субмарин и продолжали строить новые. В результате, подводники кригсмарине смогли нанести ряд болезненных ударов по судоходству союзников в Атлантике. В феврале-ноябре 1942 года «серые волки» потопили почти 1200 судов общим тоннажем свыше 5,2 млн брт, что составило почти половину от потопленных судов и свыше трети уничтоженного тоннажа немецкими подводниками за всю войну.
Продолжение Битвы за Атлантику вслепую вело к новым большим потерям в судоходстве. Избежать их союзникам помог случай, аналогичный тому, что произошел в мае 1941-го с U-110.
Один в поле не воин
23 октября 1942 8-я британская армия генерала Монтгомери начала наступление на войска Оси у египетского города Эль-Аламейн. Несмотря на приказ Гитлера удерживать позиции любой ценой, немецко-итальянские части стали отходить к ливийскому Бенгази. Успеху Монтгомери поспособствовало то, что союзники могли читать шифровки люфтваффе и сухопутных войск.
В то время немецкие подводные силы на Средиземном море состояли из 19 субмарин типа VIIC. Для них это был неудачный период, так как за сентябрь-октябрь они потопили лишь несколько шхун. В момент наступления Монтгомери в море находилось семь лодок: три у Алжира и четыре у Палестины и Египта. Но 25 октября Гитлер потребовал сосредоточить все субмарины в западном Средиземноморье, так как разведка донесла ему о концентрации британских кораблей у Гибралтара для возможной высадки на Сардинии или переброски на авианосце истребителей для Мальты.
После приказа Гитлера в восточном Средиземноморье осталась только подлодка U-559, которой командовал Ганс-Отто Хайдтман. Он был опытным подводником, воевавшим на данном театре военных действий уже год и потопившим за это время три транспорта и военный корабль – австралийский шлюп «Парраматта». Командование немецкими ВМС намерено оставило U-559 на востоке. Об ее отправке на запад не могло быть и речи, поскольку «семерка» вскоре должна была вернуться на базу для ремонта.
Ранее U-559 получила приказ атаковать суда «где угодно» в восточном Средиземноморье. Хайдтман сосредоточил усилия на маршруте конвоев между Хайфой и Порт-Саидом. Утром 30 октября его лодку засек радар британского самолета, сообщившего о контакте командованию. Но находившиеся рядом эсминец «Хиро» и другие самолеты не смогли найти субмарину. Вскоре из Порт-Саида им на помощь пришли еще четыре корабля ПЛО и поиски продолжились.
Начавшаяся охота на подлодку стала суровым испытанием для ее экипажа. Преследователи 19 раз атаковали «семерку», сбросив на нее 150 глубинных бомб. Но Хайдтман сдаваться не собирался. Ранее, во время одного из своих походов в Атлантике, он уже сталкивался с группой эсминцев, которая преследовала его долгое время. Тогда U-559 смогла их обмануть, затаившись на дне и притворившись «мертвой». Хайдтман снова прибег к этой тактике, положив лодку на грунт. Но в этот раз британцы не купились на уловку. Их корабли не ушли, а продолжили поиск.
«Семерка» оказалась в тяжелом положении. Она была повреждена глубинными бомбами и постепенно заполнялась водой. Воздух внутри нее стал непригодным для дыхания. Не видя другого выхода, Хайдтман решил всплыть, надеясь ускользнуть от преследователей в темноте.
Триумф и трагедия
На поверхности немцев ждал неприятный сюрприз. Как только лодка всплыла, в нее сразу «ударил» луч прожектора одного из эсминцев, обнаруживший U-559 радаром. Британские корабли начали атаку. Близкое расстояние до цели не дало возможности вести ее обстрел главным калибром, поэтому они открыли огонь из 20-мм и 40-мм орудий. Все, кто находился на мостике U-559 были убиты или ранены. Не имея возможности спастись, немцы решили затопить лодку. Пустив в нее воду, они начали прыгать в море. Но, покидая субмарину в спешке, подводники забыли уничтожить документы к «Энигме», как того требовали приказы командования.
Британский эсминец "Петард"
Royal Navy/Wikimedia CommonsКомандир эсминца «Петард» Марк Торнтон решил использовать возможность обыскать и, возможно, даже захватить U-559. Он подвел свой корабль к лодке, закрепив канат на ее корме. Затем «Петрард» спустил два вельбота с абордажной партией под командованием лейтенанта Энтони Фассона. Из-за непонимания приказов Торнтона один вельбот начал подобрать выживших немцев. Тогда Фассон и его подчиненный – матрос Колин Грейзер, чтобы сэкономить время, разделись, прыгнули за борт и поплыли к U-559.
Когда оба пловца поднялись на палубу лодки, к ним присоединился юнга Томми Браун, спрыгнувший на нее с эсминца. Эта троица спустилась в центральный пост субмарины. Как вспоминал Браун, там было темно, но у Фассона оказался с собой фонарик. В его лучах британцы начали поиски важных вещей и документов. Лейтенант направился прямо к командирскому месту и радиорубке, где нашел связку ключей, которыми открыл запертый ящик. Из него он извлек несколько книг с грифом «секретно», вручив их Брауну.
Юнга несколько раз бегал в центральный пост, складывая найденные лейтенантом документы у трапа, ведущего к рубочному люку. Затем он поднимался наверх, где передавал находки матросам с «Петарда», ждавшим на мостике. В последний раз Браун отдал документы с U-559 уже на вельбот и в лодку больше не спускался. В этот момент Фассон и Грейзер в центральном посту пытались поднять наверх какой-то ценный прибор, вероятно «Энигму». Но не успели, так как корма субмарины вдруг стремительно начал уходить под воду.
«Петрад» дал полный ход, чтобы удержать U-559 на плаву. Но из-за риска перевернуть канатом вельбот и потерять трофеи Тортон приказал канат перерезать. Это решение стало приговором Фассону и Грейзеру. Как раз в это время оба моряка пытались выбраться из переворачивающейся лодки, тщетно борясь с потоком воды, хлынувшей в рубочный люк. Ни один из них не смог этого сделать и оба пошли на дно вместе с затонувшей «семеркой». Браун и другие матросы из абордажной партии спаслись, доплыв до вельбота.
Бесценный приз
Британские эсминцы спасли 38 немцев, включая Хайдтмана. «Петард» доставил некоторых из них, а также все документы с U-559, в восточно-средиземноморский разведывательный центр ВМС в Хайфе. Среди трофеев было два бесценных документа: книга кодов коротких сигналов для сводок погоды и справочник коротких сигналов для сообщений о кораблях противника, результатах боя и другой тактической информации.
Получив «погодную» книгу, Блетчли-Парк попытался сломать «Акулу» на четырехроторной «Энигме». Но код не поддавался до 13 декабря. В тот день дешифровщики, к своему удивлению, обнаружили, что немцы допустили грубую ошибку в защите кода. Шифруя сводки о погоде, некоторые немецкие подлодки переводили четвертый ротор в «нейтральное положение», используя новую «Энигму», как трехроторную. Получив три из четырех «ключей» к «Энигме» на 13 декабря, британцам уже было несложно подобрать «ключ» к четвертому ротору и начать чтение шифрованных радиограмм с помощью «погодной» книги.
Таким образом, трофеи с U-559 обеспечили успех британским дешифровщикам. Фассон и Грейзер за свой подвиг были посмертно награждены Крестом Георга – второй по значимости наградой Великобритании за храбрость, а выживший Браун медалью Георга. Без них код «Акула» не был бы взломан, и союзники не достигли бы превосходства в Атлантике ко второй половине 1943-го, что, вероятно, задержало бы высадку в Нормандии до 1945 года. Таким образом, героизм трех человек оказал огромное влияние на весь ход войны. Конечно, немецкие подводные лодки все равно были бы побеждены в долгосрочной перспективе, но цена победы для союзников оказалась бы значительно выше.
Свежие комментарии