Модернизированная атомная подводная лодка (АПЛ) К-132 «Иркутск» проекта 949АМ (шифр «Антей») вернется в боевой состав Тихоокеанского флота (ТОФ) в конце 2023 года. Об этом 24 июня отечественные СМИ сообщил источник в судостроительной отрасли.
«В настоящее время подлодка находится на заводских ходовых испытаниях», — уточнил он.
Новость о предстоящем возвращении «Иркутска» в строй, безусловно, хорошая. Однако есть в ней и своя «ложка дегтя в бочке меда» — АПЛ не выходила в море аж с 1997-го а годом передачи лодки Флоту после ремонта и модернизации изначально значился 2017-й.
Впрочем, давайте обо всем по порядку.
«Убийцы авианосцев»
Советские атомные подводные ракетоносные крейсера проекта 949А «Антей» стали дальнейшим развитием АПЛ проекта 949 «Гранит» и, подобно своим предшественникам, являлись «убийцами авианосцев», то есть предназначались для борьбы с авианосными ударными соединениями вероятного противника. По этой причине, кроме шести носовых торпедных аппаратов, «Антеи» получили на вооружение 24 сверхзвуковые противокорабельные ракеты 3М45 комплекса 3К45 (П-700 «Гранит»). Большая дальность пуска этих ракет – свыше 550 км — превышала дальность эффективной работы средств обнаружения самой АПЛ. Поэтому точное целеуказание «Антеям» выдавали авиационный комплекс «Успех» с самолетов Ту-95РЦ или вертолетов Ка-25Ц, а также космический комплекс разведки и целеуказания МКРЦ «Легенда».
Буквально битком набитые ракетами АПЛ проекта 949А имели длину 154 метра и подводное водоизмещение 23 900 тонн, что делало их четвертыми АПЛ по длине и водоизмещению в мире. За свой характерный внешний облик «Антеи» получили прозвище «батонов».
В 1982–1996 годах по проекту 949А из 18 запланированных успели построить 11 «Антеев», одним из которых оказался трагически погибший в 2000 году «Курск». В силу технического износа кораблей, а также нехватки средств на их капитальный ремонт и модернизацию (Заказчик предпочитал тратить деньги на строительство новых АПЛ, а не на восстановление старых), к настоящему времени в составе ВМФ России сохранились лишь 8 «Антеев». Точнее, если быть честными — 7, ибо К-119 «Воронеж» еще в 2020-м была выведена в резерв перед списанием. Одним из уцелевших «везунчиков» оказался К-132 «Иркутск» — лодка с непростой судьбой.
К-132 вошла в строй 30 декабря 1988 года. В 1989-м АПЛ включили в состав Северного флота, с базированием на Западную Лицу. В следующем году «Антей» совершил подледный переход через Арктику из Заозерска в Вилючинск. 29 октября К-132 вошла в состав Тихоокеанского флота. В 1992-м «сто тридцать вторая» впервые на Тихоокеанском флоте выполнила стрельбу двумя ракетами комплекса «Гранит». 13 апреля 1993 года АПЛ в дополнение к тактическому буквенно-цифровому обозначению получила имя «Иркутск».
В 1997 году стало ясно, что «Иркутск» после напряженной девятилетней службы нуждается в серьезных сервисных работах. По этой причине АПЛ вывели в резерв и… поставили на прикол в ожидании среднего ремонта — для немедленной отправки лодки на завод не было денег. Лишь в ноябре 2001 года «Иркутск» перевели в Большой Камень на Дальневосточный завод «Звезда».
Средств на судоремонт у страны, только-только «вылезшей» из «лихих девяностых» по-прежнему отчаянно не хватало. Поэтому, вместо запланированного среднего ремонта, на «Иркутске» решили ограничиться лишь восстановлением технической готовности корабля. Но и с этим как-то не заладилось, так что громадный ракетоносный «батон» на многие годы «завис» на заводе.
«Батон» на «Звезде»
Меж тем время шло и комплекс вооружения «Антеев» чем дальше, тем больше устаревал. Плюс к этому выяснилось, что освоение российским ОПК строительства новейших АПЛ с крылатыми ракетами проекта 885 (шифр «Ясень») сталкивается с большими трудностями. Проще говоря, эти лодки строились крайне медленно. При таких обстоятельствах командование ВМФ посчитало возможным реализовать программу модернизации сохранившихся «Антеев», сделав акцент на качественное обновление ракетного вооружения АПЛ. Из узкоспециализированных «убийц авианосцев», атомные подводные ракетные крейсера проекта 949А должны были стать многоцелевыми подлодками, обладающими возможностью эффективно «работать» как по кораблям, так и по наземным целям.
В декабре 2011 года стало известно, что ЦКБ «Рубин» разработало соответствующий проект модернизации «Антеев», предусматривающий замену на АПЛ систем радиотехнического, гидроакустического, навигационного вооружения и ряда систем жизнеобеспечения, что позволило бы продлить срок службы подлодок на 15–20 лет. Главной же «изюминкой» превращения АПЛ проекта 949А в АПЛ проекта 949АМ (добавление буквы «м» означало «модернизированный») являлась переделка пусковых контейнеров ракет. Вместо ПКР комплекса «Гранит» модернизированные «Антеи» должны были получить более современный, а главное — куда более универсальный арсенал, включающий дозвуковые крылатые ракеты комплекса «Калибр-ПЛ», сверхзвуковые ПКР комплекса «Оникс» и даже гиперзвуковые ПКР комплекса «Циркон». Ракеты новейших комплексов являлись куда более компактными, чем ПКР «Гранита», что позволяло вдвое увеличить ракетный боекомплект «Антея» — с 24 до 48 единиц.
Первым «батоном», на котором все это предстояло испытать и обкатать, решено было сделать К-132. 7 декабря 2013 года Дальневосточный завод «Звезда» объявил о начале модернизации АПЛ «Иркутск». Сроком окончания работ и возвращения застоявшейся на заводе лодки Заказчику значился 2017-й. Несколько позже появились сообщения, что «Иркутск» будет передан Флоту в 2019 году, но и это предсказание не сбылось. Почему? Потому что в 2019-м «Звезда» лишь приступила в полном объеме к ремонту и модернизации «Иркутска».
«В плановом порядке [на АПЛ] ведутся работы по дефектовке и ремонту судовой арматуры, общекорабельных устройств, рулевых приводов. Срок сдачи АПЛ «Иркутск» определен на 2022 год. За два года и пять месяцев предстоит насытить заказ оборудованием, провести испытания на стапеле и в море», — сообщила в конце июля 2019 года пресс-служба предприятия.
Тот же срок завершения работ на «Иркутске» — 2022 год — озвучил журналистам в ноябре 2019 года замминистра обороны России Алексей Криворучко, подтвердивший, что модернизированный «Антей» получит на вооружение гиперзвуковые «Цирконы».
Увы, судя по сегодняшней новости, и этот — уже третий! — срок завершения ремонта и модернизации «Иркутска» окажется не выполненным. Это, разумеется, минус. Вместе с тем известие о том, что обновленная АПЛ уже проходит заводские испытания и к концу следующего года наконец-то вернется в состав ТОФ, следует расценивать как несомненный плюс. Возвращение в строй «Иркутска» позволит ускорить модернизацию других сохранившихся «Антеев», необходимость в чем не просто давно назрела, но и, что называется, перезрела.
Свежие комментарии