Герой СССР Гурген Карапетян ушел из жизни, сумев осуществить свою главную мечту и став бессмертной легендой российской и мировой авиации. «ПолитРоссия» предлагает читателям познакомиться с самыми яркими эпизодами биографии выдающегося летчика-испытателя.
Рождение мечты
Гурген Рубенович Карапетян появился на свет в Свердловске (современный Екатеринбург).
Детские годы были омрачены войной: отец погиб в 1943 году на Калининском фронте. Семилетний мальчишка часто бегал на центральную городскую площадь, чтобы посидеть в кабине сбитого немецкого самолета. Он представлял себя летчиком. Тогда, в годы Великой Отечественной войны, это была мечта многих ребят. Но далеко не каждый сумел воплотить ее в жизнь. Гурген Карапетян сумел.
Первый самолет
Будучи десятиклассником, Карапетян поступил в Свердловский аэроклуб. Первый самолет, который он освоил, был По-2 – знаменитый «Кукурузник» (это народное имя По-2 заслужил активной работой в сельском хозяйстве). Кстати, интересно, что в профессиональной судьбе Гургена Карапетяна первым появился именно «Кукурузник», который считается одним из самых массовых самолетов в мире. Будущему испытателю еще не раз придется «укрощать» легендарные крылатые машины, которые прославились далеко за пределами России.
Полетав на По-2, Карапетян принял решение стать военным летчиком. По совету дяди, главного конструктора ОКБ на Уралмаше, он поступил в Московский авиационный институт (МАИ). Параллельно с учебой Карапетян занимался в аэроклубе. Талант молодого летчика ярко проявился уже тогда: в 1960 году Гурген Карапетян стал чемпионом СССР по вертолетному спорту. Закончив МАИ, Карапетян работал ведущим инженером ОКБ имени М.Л. Миля. В 1962 году окончил вертолетное отделение школы летчиков-испытателей. Так был определен его дальнейший путь. Так началась легенда.
Ми-24: семь кругов «штопора»
Имя Гургена Карапетяна занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Он установил два мировых рекорда. Один из них – на вертолете Ми-24. В 1978 году летчик-испытатель на винтокрылой машине развил рекордную скорость полета – 368,4 км/ч.
Ми-24 – первый отечественный боевой вертолет. До сих пор он считается вторым по распространенности в мире: существует более 30 различных модификаций Ми-24, которые состоят на вооружении более 60 стран.
Гурген Карапетян одним из первых освоил пилотаж на Ми-24. Это было ответственной и очень непростой задачей. В одном из полетом на испытательном образце Карапетяну пришлось в прямом смысле слова бороться и за свою жизнь, и за уникальную машину.
Во время испытаний вертолет внезапно потерял управление и начал вращаться – уходить в так называемый «вертолетный штопор». Ранее в авиации такого явления еще не было. Несмотря на экстремальную ситуацию, Карапетян хладнокровия не потерял. Талантливый летчик выполнил семь кругов и «вытащил» машину из «штопора».
Ми-14: морская посадка
В 1984 году Гурген Карапетян совершил маневр, который не был повторен ни одним летчиком ни в СССР, ни в России.
Противолодочный вертолет-амфибия Ми-14 под управлением Карапетяна сумел «приземлиться» на морскую поверхность. Посадка была выполнена при выключенных двигателях, в режиме авторотации, при котором вращение несущего винта вертолета осуществляется только с помощью потока воздуха.
Ми-26: фурор в Париже, переполох в НАТО
Судьба легендарного летчика-испытателя оказалась тесно связана с легендарной винтокрылой машиной Ми-26. Именно Гурген Карапетян впервые поднял в воздух этот крупнейший в мире серийно выпускаемый вертолет. На нем он установил свой второй рекорд, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, совершив полет с грузом 10 тонн на высоте 6400 м.
Дебют «транспортника» ознаменовался забавным эпизодом, о котором Гурген Карапетян в свое время рассказал российским журналистам.
Первый публичный показ Ми-26 состоялся в 1981 году на авиасалоне в Ле-Бурже. Перелет до Парижа занял около 17 часов с промежуточными посадками. Как выяснилось, советский вертолет в небе над Западной Германией вызвал переполох: Ми-26 пролетал как раз над ракетно-ядерными базами НАТО. Оказалось, что один из военных чинов даже требовал поднять самолеты и сбить опасную машину. Однако на обратном пути немецкий авиадиспетчер провел Ми-26 на один из натовских аэродромов. Карапетяну он объяснил это тем, что хотел посмотреть на русский вертолет, который произвел фурор в Париже.
Куда более серьезным испытанием, чем авиашоу, стало участие в ликвидации последствий Чернобыльской аварии. В мае 1986 года Гурген Карапетян и его коллега Анатолий Грищенко прибыли на место трагедии. На вертолете Ми-26 им пришлось выполнять сложную и опасную миссию. С помощью внешней подвески они в течение нескольких минут закрывали атомный реактор огромным куполом весом 15 тонн.
Ми-28: вертолетная «бочка»
Ударный вертолет Ми-28 (позже получивший название «Ночной охотник») впервые поднял в воздух Гурген Карапетян вместе со штурманом-испытателем Виктором Цыганковым. Этот же экипаж продемонстрировал боевую винтокрылую машину на авиасалоне в Париже в 1989 году. Вертолет стал настоящей сенсацией, удивившей весь мир.
Карапетян первым в России выполнил на Ми-28 сложнейшие фигуры высшего пилотажа: «петлю Нестерова», «бочки», перевороты. Именно он впервые успешно произвел пуски управляемых ракет с борта вертолета Ми-28 – причем в ночное время.
Медаль за спасение
Гурген Карапетян проявил себя не только как выдающийся летчик-испытатель, но и как мудрый организатор, как человек, всей душой болеющий за отечественную авиацию.
После распада Советского Союза вертолетный завод имени М.Л. Миля, где работал Карапетян, переживал сложное время. В конце 1990-х годов предприятие оказалось под угрозой. Гургена Рубеновича пригласили в администрацию Президента РФ. Вместе с представителями Совета безопасности России летчик-испытатель разрабатывал мероприятия по выводу завода из процедуры банкротства. Эти усилия увенчались успехом. В декабре 2000 года глава российского государства Владимир Путин подписал поручения по сохранению и развитию завода им. М. Л. Миля и интеграции основных предприятий вертолетостроения России. Участие Гургена Карапетяна в работе по спасению предприятия было отмечено медалью «За заслуги в обеспечении национальной безопасности».
Последний герой
Гурген Рубенович Карапетян стал последним летчиком-испытателем, получившим звание Героя Советского Союза: указ о награждении был подписан в январе 1991 года.
При испытании новой авиационной техники он демонстрировал выдающееся мастерство, мужество и героизм. А еще – он был большим энтузиастом своего дела. Его работа была главной целью его жизни.
«Мечтал стать летчиком-испытателем», – так в одном из интервью Карапетян ответил на вопрос о самой заветной мечте.
Его мечта сбылась. Его имя стало легендой.
Гурген Рубенович Карапетян ушелиз жизни 7 декабря 2021 года, всего за два дня до 85-летнего юбилея.
Свежие комментарии