
Стандартный срок эксплуатации тренировочного самолета не превышает пятидесяти лет. Об этом «ПолитРоссии» рассказал заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов.
В Соединенных Штатах потерпел крушение учебно-тренировочный сверхзвуковой самолет Northrop T-38 Talon, оба члена экипажа погибли.
Об этом сообщает телеканал Fox News со ссылкой на заявление главы местного агентства по чрезвычайным ситуациям Кристины Торнтон. Инцидент произошел недалеко от Даннелли Филд в Монтгомери, где также находится база Национальной гвардии Алабамы.Как отмечается, учебно-тренировочный самолет, выполнявший плановый полет, по неизвестной причине упал в районе аэропорта Монтгомери штата Алабама. В результате крушения погибли оба члена экипажа. Впоследствии министр обороны Японии Нобуо Киси заявил, что одним из погибших был военнослужащий японских Сил самообороны. Вместе с ним в кабине самолета находился также инструктор ВВС США. По словам Киси, Минобороны Японии устанавливает причину и обстоятельства произошедшего и в дальнейшем приложит все усилия, чтобы не допустить повторения подобного инцидента.
Стоит отметить, что это уже не первый случай крушения самолета Northrop T-38 Talon – в 2017-2018 годах зафиксировано несколько инцидентов с этим самолетом, также приведшим к гибели пилотов. Например, аналогичная авария произошла в ноябре 2019 года в районе военной базы Вэнс в Оклахоме, до этого – около базы ВВС США Лафлин в штате Техас.
Двухместные сверхзвуковые самолеты T-38 Talon широко используются американскими ВВС для проведения тренировок с 1961 года. Производство этих машин закончено в 1972 году, однако, по данным на официальном сайте Военно-воздушных сил США, в распоряжении военных до сих пор находится более 500 таких машин. Помимо этого, самолеты используются Военно-морскими силами США, а также Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства. При этом фактически речь идет о довольно устаревших самолетах, возраст которых варьируется от 50 до 59 лет. Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов, для многих самолетов такой возраст означает окончание срока эксплуатации.
«Как такового понятия "старый самолет" для авиации, на самом деле, не существует. Существует только самолет с определенным ресурсом. Ресурс этот определяется сначала конструктором, а потом производителем. После чего в течение всего срока за самолетом ведется пристальное наблюдение. Первоначальный срок эксплуатации составляет 30 лет. И, как правило, после первого капитального ремонта происходит продление ресурса до 50 лет. После этого в отношении каждого самолета проводится индивидуальный надзор», – объясняет эксперт.
По его словам, при должном обслуживании срок эксплуатации самолета может продлеваться неоднократно. Однако если речь идет об учебно-тренировочных моделях, то у них выработка ресурса, как правило, происходит гораздо раньше.
«Есть лидерные самолеты, которые эксплуатируются максимально возможным образом и по перегрузкам, и по налету, и по посадкам и взлетам. Такая машина летает до полного истощения своего ресурса, когда фюзеляж уже перестает выдерживать скоростной напор. И, поскольку речь идет об учебно-тренировочном самолете, можно предположить, что использовался он по полной», – считает Владимир Попов.
Вероятнее всего, все имеющиеся в распоряжении американских военных T-38 летают сейчас уже на пределе своих возможностей. Об этом, к слову, говорит и тот факт, что уже в 2026 году ВВС США должны получить новую модель учебного самолета, которая и заменит все имеющиеся Northrop.
«Я вполне допускаю, что причиной этой катастрофы стал банальный человеческий фактор. Но в то же время нельзя не понимать, что 65 лет, а именно столько самолетам будет в 2026 году, это, прямо скажем, не самый идеальный срок для замены самолета – ее следует проводить гораздо раньше. Поэтому вызывает только недоумение тот факт, что страна, ежегодно тратящая на оборону по 740 миллиардов долларов, устраивает для своих молодых пилотов такой смертельный аттракцион, как обучение на потенциально опасном самолете», – резюмирует Владимир Попов.
Ранее «ПолитРоссия» приводила мнение экспертов норвежского издания High North News, рассказавших, зачем США перебросили бомбардировщики B-1 поближе к России.